РП Искусство 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Искусство» 8 класс составлена в соответствии с
требованиями:
•

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».
•

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации» от

17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
•

Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении

Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями и
дополнениями).
•

Концепции преподавания предметной области «Искусство», утвержденной

24.12.2018 решением Коллегии Минпросвещения;
•

Федерального компонента государственного Стандарта основного общего

образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка» (Приказ МО РФ от
17.12. 2010 г. № 1897)
•

Примерной

программы

по

изобразительному

искусству

и

музыке

(утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312)
•

Учебной программы «Искусство для 8-9 классов» авторов Сергеевой Г.П.,

Кашековой И.Э., Критской Е.Д., М. Просвещение (2019 год издания).

Общая характеристика курса
Программа разработана на основе федеральных государственных стандартов
общего

образования,

предназначена

для

основной

школы общеобразовательных

учреждений и рассчитана на два годаобучения — в 8-9 классах. В соответствии с учебным
планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 34 часов (из расчета 1
час в неделю).

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного
образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка
в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы
обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества,
воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственной ориентации.
Данная программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное
искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе, отражает специфику духовного,
нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщает представления
школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества.
Методологической основой программы являются современные концепции в
области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.),
культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев
и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А.
МеликПашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В.
Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М.
Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в
жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностнонравственной ориентации.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы в 8 классе на учебный предмет
«Искусство» отводится 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Для реализации рабочей программы используется учебник:«Искусство» 8-9
класс, Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д., М. Просвещение 2019г. Содержание
учебника полностью соответствует Федеральному государственному стандарту по
предмету

искусство.

Учебник

включен

в

федеральный

перечень

учебников,

рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный
год.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели
художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной
памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественнотворческих способностей учащихся;
-воспитание
ценностей

художественно-эстетического

мировой

культуры

(культуры

вкуса;

потребности

восприятия

произведений

в

освоении
искусства,

толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира),
культуры

восприятия

произведений

отечественного

и

зарубежного

искусства,

«родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой
самостоятельности в решении личностно и общественно значимых проблем;
-освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения
окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и
направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о
вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о
специфике языка разных видов искусства);
- овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства,
оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение,
использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном
творчестве;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его
исторические и национальные особенности;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к
искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека
и общество. Задачи реализации данной программы:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
-

культурная

адаптация

школьников

в

современном

информационном

пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурноисторическом процессе развития человечества;
- углубление интереса и развитие стремления к художественному самообразованию
и художественно - творческой деятельности в каком-либо виде искусства;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности;

- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Программа предмета «Искусство» (8-9 класс) состоит из девяти разделов,
последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. В 8 классе программа, общая тема
которой называется «Искусство в духовном формировании личности» содержит 5
разделов:
1. Искусство в жизни современного человека.
2. Искусство открывает новые грани мира.
3. Искусство как универсальный способ общения.
4. Красота в искусстве и жизни.
5. Прекрасное пробуждает доброе.
Сопоставление Федерального компонента государственного стандарта основного
общего образования по ИЗО, Примерной программы по ИЗО и авторской программы
«Искусство» выявило, что программа, разработанная Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой,
Е.Д.Критской, реализует обязательный минимум содержания образования.
Примерный

художественный

материал,

рекомендованный

программой,

предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает
возможность

актуализировать

знания,

умения

и

навыки,

способы

творческой

деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам
художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного
искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни
общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого
из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение

искусства

и

организация

учебной,

художественно-творческой

деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное,
коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональнодуховная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные,
художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются
воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в
социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных
событиях региона и др.

В

результате

освоения

содержания

курса

происходит

гармонизация

интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется
целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое
переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание
и самопознание.
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностныерезультатыосвоениярабочейпрограммыпомузыкедляосновногообщ
егообразования
достигаютсявовзаимодействииучебнойивоспитательнойработы,урочнойивнеурочно
йдеятельности.Они
должныотражатьготовностьобучающихсяруководствоватьсясистемойпозитивныхце
нностныхориентаций,втомчисле в части:
1. Патриотическоговоспитания:
осознаниероссийскойгражданскойидентичностивполикультурномимногоконфе
ссиональномобществе;знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение
музыкальных

символов

республик

РоссийскойФедерацииидругихстранмира;проявление

интересакосвоению

музыкальныхтрадицийсвоегокрая, музыкальной культуры народов России; знание
достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировуюмузыкальную
культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;
стремлениеразвивать и сохранять музыкальнуюкультурусвоей страны,своегокрая.
2. Гражданскоговоспитания:
готовностьквыполнениюобязанностейгражданинаиреализацииегоправ,уважени
еправ,свободизаконныхинтересовдругихлюдей;осознаниекомплексаидейимоделейпо
ведения,отражённыхвлучшихпроизведенияхмировоймузыкальнойклассики,готовнос
тьпоступатьвсвоейжизнивсоответствиисэталонаминравственногосамоопределения,о
тражённымивних;

активноеучастие

вмузыкально-культурнойжизнисемьи,

образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в качестве участниковтворческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских

акций,

в

качестве

волонтёра

в

днипраздничныхмероприятий.
3. Духовно-нравственноговоспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;

готовность

восприниматьмузыкальноеискусствосучётомморальныхидуховныхценностейэтичес

когоирелигиозногоконтекста,

социально-исторических

эстетики;

особенностей

придерживаться

этики

и

принципов

справедливости,взаимопомощиитворческогосотрудничествавпроцессенепосредстве
нноймузыкальнойиучебной
деятельности,приподготовкевнеклассныхконцертов,фестивалей,конкурсов.
4. Эстетическоговоспитания:
восприимчивостькразличнымвидамискусства,умениевидетьпрекрасноевокруж
ающейдействительности,готовностьприслушиватьсякприроде,людям,самомусебе;ос
ознаниеценноститворчества,таланта;осознаниеважностимузыкальногоискусствакакс
редствакоммуникацииисамовыражения;

пониманиеценности

отечественного

и

мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества;стремлениек самовыражению вразных видах искусства.
5. Ценностинаучногопознания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностяхразвития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной, социальной, культурной средой;овладение музыкальным
языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла;
овладениеосновнымиспособамиисследовательскойдеятельности
назвуковомматериале
исторической,

самоймузыки,атакжена

публицистической

материале

искусствоведческой,

информации

о

различных

явленияхмузыкальногоискусства,использование доступного объёма специальной
терминологии.
6. Физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровьяиэмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведенийискусства; соблюдение правил личной безопасности и
гигиены,

в

том

числе

в

процессе

музыкально-

исполнительской,творческой,исследовательскойдеятельности;умениеосознаватьсвоё
эмоциональное
состояниеиэмоциональноесостояниедругих,использоватьадекватныеинтонационные
средствадлявыражениясвоего состояния, в том числе в процессе повседневного
общения;

сформированность

навыков

рефлексии,признаниесвоего

права

на

ошибкуитакогожеправа другого человека.
7. Трудовоговоспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;

трудолюбие в учёбе, настойчивость вдостижении поставленных целей; интерес к
практическому

изучению

профессий

в

сфере

культуры

и

искусства;уважениектрудуи результатам трудовойдеятельности.
8. Экологическоговоспитания:
повышениеуровняэкологическойкультуры,осознаниеглобальногохарактераэко
логическихпроблемипутейихрешения;

участие

вэкологическихпроектах

черезразличныеформы музыкальноготворчества.
Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптациюобучающегосякизменяющи
мсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды: освоение обучающимися социального
опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественногоповедения, форм
социальной

жизни,

включая

семью,

группы,

сформированные

в

учебной

исследовательской
итворческойдеятельности,атакжеврамкахсоциальноговзаимодействияслюдьмииздру
гойкультурнойсреды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и
сверстников,

в

том

числе

вразнообразныхпроявленияхтворчества,овладенияразличныминавыкамивсферемузы
кальногоидругихвидовискусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание
чувства нового, способностьставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход
событий,

обращать

внимание

на

перспективныетенденциии

направленияразвитиякультуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения

и

эмоциональный

их

последствия,опираясь
опыт,

опыт

и

на

жизненный

навыки

интонационный

управления

и

своимипсихо-

эмоциональнымиресурсамивстрессовойситуации,воля к победе.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение художественных произведений как духовного опыта поколений;
понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры
другого народа;
-

знание

основных

закономерностей

искусства;

усвоение

специфики

художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка
разных видов искусства;

- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности,
художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира,
осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в
системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать
выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого
соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других
источников; применять

умения и

навыки

в каком-либо

виде художественной

деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные
способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных
ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между
явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
-

культурно-познавательная,

коммуникативная

и

социально-эстетическая

компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем
различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт
поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.
Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой
памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева,
«в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего
общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды,
творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную
дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и
их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы – прозы и
поэзии, изобразительного искусства – живописи и скульптуры, архитектуры и графики,
книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок – оперы,
а также кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Поурочное планирование используется
в

данной рабочей программе без изменений. Логика изложения и содержания

программы

полностью

соответствует

требованиям

федерального

компонента

государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не
внесено изменений.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять через
практическую и творческую деятельность, срезы и тестовые работы, анализ произведений
искусств.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСКУССТВО» В 8 КЛАССЕ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, 34 ЧАСОВ, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№
Разделы и темы
урока

Кол-во Контрольная
часов
работа

1. Искусство в жизни современного человека
Искусство вокруг нас
Художественный образ, стиль, язык
Наука и искусство. Знание научное и знание
художественное
2. Искусство открывает новые грани мира
4
Искусство рассказывает о красоте земли.
Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и
музыкальная живопись.
5
Зримая музыка
6
Человек в зеркале искусства: жанр портрета
7-8
Портрет в искусстве России. Портреты наших
великих соотечественников. Как начиналась галерея
9
Музыкальный портрет. Александр Невский.
10
Портрет композитора в литературе и кино
3. Искусство как универсальный способ общения
11
Мир в зеркале искусства
12-13 Роль искусства в сближении народов. Искусство
художественного перевода – искусство общения. Как
происходит передача сообщений в искусстве?
14
Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и
символы искусства
15
Художественные послания предков. Разговор с
современником
16
Символы в жизни и искусстве.
17
Музыкально-поэтическая символика огня.
4. Красота в искусстве и в жизни
18
Что есть красота
19-20 Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
21-22 Есть ли у красоты свои законы.
23-24 Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
25
Великий дар творчества: радость и красота созидания
26
Как соотносится красота и польза.
27
Как человек реагирует на явления в жизни и
искусстве
5. Прекрасное пробуждает доброе
28-33 Преобразующая сила искусства
34
Исследовательский проект «Полна чудес могучая
природа».Весенняя сказка «Снегурочка»
Всего:

3
1
1
1

1
2
3

7
1

Тест
1

1
1
2
1
1
7
1
2

1
1

1
1
1
1
10
1
2
2
2
1
1
1

1
1

1

7
6
1

1
1

34

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как
хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с
целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все
времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание
научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и
научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры,
музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей
(по выбору учителя на знакомом материале).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и
художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный
опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт
поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого
себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о
красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства:
портрет

в

музыке,

литературе,

живописи,

кино.

Портреты

наших

великих

обрядами,

бытом,

соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство

с

мировоззрением

народа,

его

обычаями,

религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи
и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства,
музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных
образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке,
изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях
русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к
сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический,
мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение
человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения,
в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.).
Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с
Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском
искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников
разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. ПетровВодкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных
направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П.
Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная
музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л.
Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С.
Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и
быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские
народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной
реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей
в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов
Искусство

как

проводник

духовной

энергии.

Процесс

художественной

коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные
выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание,

восприятие,

интерпретация

художественных

образов

различных

искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаковосимволический

характер

искусства.

Лаконичность

и

емкость

художественной

коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство
общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении
разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в
росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и
передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак
и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и
др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор
Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и
классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и
др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта,
Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего
Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и
символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К.
Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М.
Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А.
Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев,
Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э.
Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание

или

воспроизведение

в

образной

форме

сообщения

друзьям,

согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных
искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с
помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной
цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме.
Выбор из

золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно

отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического
переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на

социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер
эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном
произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной
фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные
эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении
произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре,
архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура
Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да
Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С.
Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И.
Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б.
Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах,
Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский,
С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские
интерпретации классической и современной музыки. Литература. Поэзия и проза (У.
Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н.
Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А.
Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по
выбору учителя).
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства:
портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии
(реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи,
фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих
отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе – 7 часов

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа»
(Ф.Шиллер).

Ценностно-ориентационная,

нравственная,

воспитательная

функции

искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности –
поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей,
оценок

читателя,

зрителя,

слушателя

с

ценностными

ориентирами

автора

художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский

проект:

«Полна

чудес

могучая

природа».

Создание

художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней
сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература,
кино, театр).

ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»
1. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса
общеобразовательных учреждений «Искусство». Москва: «Просвещение» - 2019.
2. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство»
8-9 класс. Москва: «Просвещение» - 2018.
3. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального
материала «Искусство» 8-9 класс. Москва: «Просвещение. - 2018.
4. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Фонохрестоматия «Искусство» 8-9
класс. Москва: «Просвещение – 2018
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности
Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три
сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального
Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и
Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный

образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП),

издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая

коллекция

-

http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-

5b76f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Сайты для работы:
1.http://school.univertv.ru/ - видеоуроки
2.http://www.ped-sovet.ru/
3.http://www.rusedu.ru/
4.http://metodisty.ru/
5.http://www.proshkolu.ru/
6.http://www.openclass.ru/
7.http://forum.in-ku.com/
8.http://www.zavuch.info/
9.http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 – репродукции
10.http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 – видео по изо
11.http://www.koob.ru/books/draw/ по ИЗО – репродукции.
12.http://www.shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о животных
Список учебно-методической литературы
1. Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
2. Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
3. Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
4. Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.;
Киев, 2005.
5. Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
6. Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б.
Мириманов. — М., 1997.
7. Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
8. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по
искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.
9. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002 10.
Энциклопедия искусства [электронный ресурс] http://www.artprojekt.ru

Календарно - тематическое планирование курса искусство в 8 классе (базовый уровень, 34 часов, 1 час в
неделю)

№ Разделы Тип урока
п/п и темы

1/1

Искусст
во
вокруг
нас

Введение
новых
знаний.
Урок лекция.

2/2

Художес Введения
твенный новых
образ,
знаний.

Содержание урока

Планируемые результаты
обучения

Контроль

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)
Искусство вокруг нас, его роль Формирование
Устный
в
жизни
современного представлений
о опрос
человека.
Искусство
как современных
видах
хранитель культуры, духовного искусства. Развитие умений
опыта человечества. Обращение выделять основные черты
к искусству прошлого с целью различных видов искусства,
выявления
его отмечать
сходство
и
полифункциональности
и различие,
взаимосвязь.
ценности для людей, живших Характеризовать
во все времена. Современная многообразие
форм
классификация
видов художественного
искусства. Их историческая воплощения
мира
в
изменчивость
(внутреннее различных видах и жанрах
сходство,
искусства.
взаимопроникновение,
противоборство).
Понятие
художественного Знание
о
содержания Устный
образа как особого способа понятия
«художественный опрос
отражения
окружающей образ», его характерные

Планируе
мые сроки

Фактиче
ские
сроки

Цели
воспитан
ия с
учетом
програм
мы
воспитан
ия

08.09.23

1.2.3.4.5.6
.7.8.

15.09.23

1.2.3.4.5.6
.7.8.

стиль,
язык

3/3

Урок лекция

действительности. Характерные
черты
и
свойства
художественного
образа:
типизация,
метафоричность,
иносказательность
и
недоговоренность.
Особенности его восприятия
художественного
образа
в
народном
традиционном
искусстве.

Наука и Комбиниро Наука и искусство. Знание
искусств ванный
научное
и
знание
о.
урок
художественное.
Роль
Знание
искусства в формировании
научное
художественного и научного
и знание
мышления.
Обобщение и
художес
систематизация представлений
твенное
о многообразии материальной и
художественной культуры на
примере
произведений
различных видов искусства.
Многогранная
личность
Леонардо да Винчи (1452—
1519) — основоположника

черты
и
свойства.
Формирование устойчивого
интереса к художественным
традициям своего народа.
Формирование
умения
воспринимать
художественныепроизведени
я разных видов искусства и
выражать свое отношение к
ним. Понимать специфику
художественного образа в
разных видах искусства,
особенности
языка,
художественных
средств
выразительности
изобразительных
(пластических)
искусств,
музыки, литературы, театра и
кино.
Формирование
представлений о художнике
– творце, преобразующем
окружающий мир.
Формирование умения
разбираться в соотношении
научного и художественного
творчества. Знание и
понимание смысла
употребляемых терминов.

Устный
опрос,
письменны
й опрос

22.09.23

1.2.3.4.5.6
.7.8.

4/1

5/2

художественной
культуры
Высокого Возрождения.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 часов)
Искусст Урок Искусство как образная модель Формирование
умения Устный
во
беседа
окружающего
мира, наблюдать
жизненные опрос,
рассказ
обогащающая жизненныйопыт явления и сопоставлять их с представле
ывает о
человека,
его
знания
и особенностямихудожественн ние
красоте
представления
о
мире. ого
воплощения
в творческой
земли.Л
Окружающий мир глазами произведениях
искусства. работы
итератур
живописца, композитора и Формирование
умения
ные
писателя/поэта.
Образы соотносить
особенности
страниц
природы и быта. Видение мира композиции
(формы)
в
ы.
в произведениях современных воплощении
Пейзаж
художественных направлений художественных
образов
–
(натюрморты
и
жанровые живописи,
музыки.
поэтиче
картины). Создание средствами Формирование
умения
ская и
искусства модели построения устанавливать
музыкал
мира, существовавшей в какую- ассоциативные связи между
ьная
либо
эпоху
(по
выбору произведениями
разных
живопис
учителя).
видов
искусства.
ь.
Формирование
умения
подбирать
музыкальные
произведения,
созвучные
картинам
русских
художников;
живописные
полотна,
созвучные
литературным образам и др.;
художественные
произведения,
раскрывающие
эмоциональное
богатство
мира.
Зримая
Комбиниро Особенности
мировоззрения Уметь обосновывать выбор Устный

29.09.23

1.2.3.4.5.6
.7.8.

06.10.23

1.2.3.4.5.6

6/3

7/4

8/5

музыка

ванный
урок

художника и их отражение в
произведениях искусства, связь
с
культурно-исторической
эпохой.
Образы природы,
человека, окружающей жизни в
произведениях
русских
и
зарубежных мастеров.

Человек
в
зеркале
искусств
а: жанр
портрета
Портрет
в
искусств
е
России.

Комбиниро Изображение
человека
в
ванный
скульптуре, живописи, графике.
урок
Автопортрет.
Изображения
детей
в
русском
искусстве.Искусство
как
средство познания человека.
Урок История
развития
русской
беседа
школы портретной живописи.

Портрет
ы наших
великих
соотечес
твенник
ов. Как

Комбиниро Место портретного жанра в
ванный
творчестве
русских
урок
художников. Роль портрета в
исторической летописи России.

художественных
произведений
для
компьютерной презентации
на примере презентации на
тему «Пейзаж в литературе,
музыке,
живописи».
Формирование
представления об отражении
мировоззрения художника и
исторической
эпохи
в
произведении искусства.
Формирование
представления об основных
составляющих
мастерства
художника
и
влияния
национальных традиций на
творчество художника.
Формирование
представления об основных
этапах развития портретной
живописи в России. Умение
собирать
художественную
информацию для создания
альбома,
альманаха,
компьютерной презентации
на тему «Жанр портрета в
культуре разных времен».
Умение различать портреты
различных эпох и называть
авторов. Умение собирать
художественную
информацию для создания
альбома,
альманаха,

опрос

.7.8.

Письменны
й опрос

13.10.23

1.2.3.4.5.6
.7.

Устный
опрос

20.10.23

1.2.3.4.5.6
.7.

Устный
опрос.
Письменна
я
самостояте
льная

27.10.23

1.2.3.4.5.6
.7.

9/6

10/
7

начинал
ась
галерея
Музыка
льный
портрет.
Алексан
др
Невский
.

Комбиниро Портреты
наших
великих
ванный
соотечественников. Создание
урок
образа человека средствами
музыкального
искусства.
Особенности
восприятии
музыкального
портрета.
Метафоричность музыкального
портрета. Синтез музыки со
словом, сценическим действием
в
создании
музыкального
портрета.

Портрет Урок компози обобщение
тора в
литерату
ре и
кино

Формирование
образа
композитора
средствами
живописи, литературы, кино.
Восприятие образа композитора
через призму его творчества.
Фрагменты
произведений
В.Моцарта:
- Симфония № 40
- «Маленькая ночная серенада»
- «Рондо в турецком стиле»
«Реквием».

компьютерной презентации
на тему «Жанр портрета в
культуре разных времен».
Устанавливать
ассоциативные связи между
звуковыми и зрительными
образами-представлениями.
Анализировать
средства
музыкальной
выразительности,
воплощающие
характеры
героев
и
персонажей.
Осуществлять
перевод
художественных
впечатлений с языка музыки
на язык литературы, язык
жестов, графики и т.д.
Соотносить
особенности
композиции
(формы)
в
воплощении
художественных
образов
живописи и музыки
Устанавливать
ассоциативные связи между
звуковыми и зрительными
образами-представлениями.
Анализировать
средства
музыкальной
выразительности,
воплощающие
характеры
героев
и
персонажей.
Подбирать
музыкальные
произведения,
созвучные

работа
Устный
опрос.

10.11.23

1.2.3.4.5.6
.7.

Устный
опрос,
письменны
й опрос

17.11.23

1.2.3.4.5.6
.7.

11/
1

12/
2

картинам
русских
художников;
живописные
полотна
созвучные
литературным
образам
Анализировать
синтетический
характер
кинообразов, роль музыки в
ритмизации
действия,
характеристике персонажей,
драматургии фильма.
Раздел 3 Искусство как универсальный способ общения (7часов)
Мир в
Комбиниро Искусство
как
проводник Понимать роль искусства в Устный
зеркале
ванный
духовной
энергии. жизни человека и общества. опрос
искусств урок
Произведения отечественного и Использовать
а
зарубежного
искусства
в коммуникативные свойства
сопоставлении разных жанров и искусства.
Воспринимать
стилей.
произведения
различных
видов
искусства.
Анализировать особенности
их языка и соотносить их с
эпохой.
–
Умение
прочитывать информацию,
заключенную в памятниках
искусства.
Раскрывать
специфику
искусства и его особенности
как универсального способа
общения.
Роль
Урок –
Процесс
художественной Знать
музеи, Устный
искусств беседа.
коммуникации и его роль в художественные
галереи, опрос
ав
сближении народов, стран, архитектурные
памятники
сближен
эпох.
Роль
музеев
и мирового значения, своего
ии
международных
выставок, края, города, поселка и др.

24.11.23

1.2.3.4.5.6
.7.8.

01.12.23

1.2.3.4.5.6
.7.8.

народов.

13/
3

14/
4

конкурсов,
симпозиумов
в Рассматривать особенности
сближении народов, в развитии воплощения
образа
диалога культур.
средствами разных видов
искусства в историческо культурной ретроспективе.
Искусст Комбиниро Коммуникационные каналы в Аргументировать
свое Устный
во
ванный
искусстве. Диалог искусств. отношение к стилистике опрос
художес урок
Искусство
художественного интерпретаций
твенног
перевода – искусство общения. художественных
о
Деятельность переводчиков в произведений.
Владеть
перевод
развитии
международного информацией о конкурсах и
а–
общения.
фестивалях
различной
искусств
тематической
о
направленности. Сравнивать
общения
содержание
и
. Как
эмоциональный
строй
происхо
художественных переводов
дит
(поэтический
перевод,
передача
музыкальные версии одного
сообщен
и того же произведения,
ий в
поэтического текста и др. )
искусств
е?
Искусст УрокСпособы
художественной Знать/понимать символику Устный
во –
лекция
коммуникации.
Знаково- основных
религиозных опрос
проводн
символический
характер обрядов,
изображений
ик
искусства. Лаконичность и святых (иконы). Раскрывать
духовно
емкость
художественной свое
понимание
й
коммуникации.
Знаки
и художественной
идеи,
энергии.
символы
в
натюрмортах, нравственно-эстетического
Знаки и
пейзажах, вжанровых картинах. смысла образов-символов символы
Символика
архитектуры. дороги, солнца, огня и др.
искусств
Символика
в
скульптуре,

08.12.23

1.2.3.4.5.6
.7.8.

15.12.23

1.2.3.4.5.6
.7.8.

15/
5

16/
6

17/
7

а
Художес
твенные
послани
я
предков.
Разговор
с
совреме
нник ом
Символ
ыв
жизни и
искусств
е.

живописи.
Комбиниро Передача
информации
ванный
современниками
и
урок
последующими поколениями:
росписи, мозаики и миниатюры,
графика
и
живопись,
карикатура.
Интонационные
символы
лирики,
героики,
эпоса, драмы.

Музыка
льнопоэтиче
ская
символи
ка огня.

Урокбеседа

Комбиниро Знаково-символический
ванный
характер
искусства.
урок
Лаконичность
и
емкость
художественной
коммуникации.
Центральные
символы-образы
любой
культуры — солнце, дерево,
дорога. Люди верили, что они
наделены священными силами,
и почитали их.
Образы и
символы в русской поэзии и
прозе – дорога.
Обращение
творца
произведения
искусства
к
современникам и потомкам.
Образ огня в литературе,
живописи, поэзии.

Понимать
значение Письменны
классического
и й опрос
современного искусства в
общении
людей
разных
стран,
различных
национальностей и культур,
в воспитании толерантности.

22.12.23

1.2.3.4.5.6
.7.8.

Знать/понимать символику
основных
религиозных
обрядов,
изображений
святых (иконы). Раскрывать
свое
понимание
художественной
идеи,
нравственно-эстетического
смысла
образов-символов
(дороги, солнца, огня и др.).
Понимать
значение
искусства
как
универсального
способа
общения
и
проводника
духовной энергии.
Знать/понимать символику
основных
религиозных
обрядов,
изображений
святых (иконы). Раскрывать
свое
понимание
художественной идеи,
нравственно-эстетического
смысла
образов-символов
огня

Устный
опрос

29.12.23

1.2.3.4.5.6
.7.8.

Устный
опрос

12.01.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

18/
1

19/
2

20/
3

Раздел 4. Красота в искусстве и в жизни (10 часов)
Что есть Комбиниро Способность искусства дарить Различать объекты и явления
красота ванный
людям чувство эстетического реальной жизни и их образы,
урок
переживания. Знакомство с выраженные
в
отечественным и зарубежным произведениях
искусства.
искусством в сопоставлении Объяснять их отличие друг
произведений разных жанров и от друга. Понимать общее и
стилей; с эталоном красоты в особенное в произведениях
живописи,
скульптуре, изобразительного искусства
архитектуре, музыке и других и
в
художественной
искусствах.
фотографии;
в
произведениях литературы и
музыкального
искусства.
Выбирать и использовать
различные художественные
материалы для передачи
собственного
художественного замысла.
Открове Урок с
Законы
красоты.
Различие Устанавливать
образнонье
использова реакций
(эмоций,
чувств, ассоциативные связи между
вечной
нием
поступков)
человека
на памятниками архитектуры,
красоты. учебного
социальные
и
природные произведениями
Застывш кинофильм явления в жизни и в искусстве. музыкального,
ая
а
Символы
красоты: изобразительного искусств и
музыка.
скульптурный и живописный литературы.
Создавать
портреты, икона; скульптурные композицию на заданную
и живописные композиции.
тему
на
плоскости
(живопись,
рисунок,
орнамент) и в пространстве
(скульптура, художественное
конструирование).
Открове Урок с
Субъективность
восприятия Устанавливать
образнонье
использова произведения
искусства. ассоциативные
связи

Письменны
й опрос

19.01.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

Устный
опрос

26.01.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

Письменны
й опрос

02.02.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

вечной
красоты.
Застывш
ая
музыка.

21/
4

Есть ли
у
красоты
свои
законы

22/

Есть ли

нием
учебного
кинофильм
а

Застывшая
музыка
архитектурных сооружениях

в междупамятниками
архитектуры,
произведениями
музыкального,
изобразительного искусств и
литературы.
Создавать
композицию на заданную
тему
на
плоскости
(живопись,
рисунок,
орнамент ) и в пространстве
(скульптура, художественное
конструирование).
Комбиниро Соединение в художественном Различать жанры искусства и Устный
ванный
произведении двух реальностей их роль в жизни человека. опрос
урок
– действительно существующей Понимать значение символов
и
порожденной
фантазией культуры.
Анализировать
художника.
образные
средства
воплощения
трагического,
комического, лирического,
драматического содержания
произведения.
Различать
истинные
и
ложные
ценности.
Понимать
самоценность
различных
явлений. Анализировать и
оценивать
произведения
различных видов искусства.
Знать
специфические
особенности
языка
искусства. Анализировать и
оценивать
произведения
различных видов искусства.
Урок Композиция. Гармония. Ритм.
Анализировать образные
Устный

09.02.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

16.02.24

1.2.3.4.5.6

5

23/
6

24/
7

у
красоты
свои
законы
Всегда
ли люди
одинако
во
понимал
и
красоту.
Всегда
ли люди
одинако
во
понимал
и
красоту.

беседа

Симметрия в произведениях
искусства.

Урок беседа

Субъективность в восприятии
произведения
искусства
Красота
в
понимании
различных социальных групп в
различные эпохи.

Урок обобщение

Понимание
красоты
в
различных
художественных
стилях
и
направлениях.
Женские
образы
в
произведениях
художников.
Красота
и
правда
в
музыкальных
произведениях
различных жанров и стилей.
Творчество – как способность и
потребность человека познавать
и
преобразовывать
окружающий мир. Мастерство
исполнительских
интерпретаций классической и
современной музыки.

25/
8

Великий Урок дар
беседа
творчест
ва:
радость
и
красота
созидан
ия

26/
9

Как
соотнос
ится
красота

средства воплощения
опрос
трагического, комического,
лирического,драматического
содержания произведения.
Выявлять
особенности Устный
представлений человека о опрос
красоте в различные эпохи, в
разных слоях общества.

23.02.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

01.03.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

Устный
опрос.

15.03.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

Устный
опрос

22.03.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

Выявлять
особенности Письменны
представлений человека о й опрос
красоте в различные эпохи, в
разных слоях общества

Выявлять
особенности
представлений человека о
красоте в различные эпохи, в
разных слоях общества.
Подбирать
музыкальные
произведения,
соответствующие времени.
Сопоставлять
различные
исполнительские трактовки
музыкальных произведений.
Комбиниро Роль искусства в создании Различать
истинные
и
ванный
жизненного
пространства ложные ценности. Понимать
урок
человека. Эргономика.
самоценность
различных
явлений.
Наблюдать
за

.7.8.

и
польза.

27/
10

28/
1

29/
2

развитием
музыки
(драматургией музыкального
произведения).
Понимать
значение
контраста
в
создании гармонии целого
как выражения красоты.
Как
Комбиниро Поэтизация
обыденности. Раскрывать
образночеловек ванный
Красота и польза. Показ смысловой
строй
реагируе урок
красоты
человеческих произведения в зависимости
т на
отношений средствами любого от
стиля
исполнения.
явления
вида искусства.
Размышлять
о
в жизни
произведениях
искусства,
и
выявлять важные, значимые
искусств
жизненные
проблемы
е
Создавать эскизы плаката
или рекламные листочки на
социально значимые темы.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (7 часов)
Преобра Урок Знакомство с произведениями Размышлять
о
зующая лекция
наиболее ярких представителей произведениях
искусства,
сила
зарубежного изобразительного выявлять важные, значимые
искусств
искусства,
архитектуры, жизненные
проблемы
а
выявление
своеобразия
их Создавать эскизы плаката
творчества.
Постижение или рекламные листочки на
художественных
образов социально значимые темы.
различных видов искусства,
воплощающих черты человека,
его стремление к идеалу, поиск
истины, добра и красоты.
Поэтизация образа матери.
Преобра Урок Крупнейшие художественные Знание наиболее крупных
зующая беседа
музеистраны
(Третьяковская художественных
музеев
сила
картинная галерея, Русский России
имира.
Знание

Устный
опрос

29.03.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

Устный
опрос

05.04.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

Письменны
й опрос

12.04.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

искусств
а

30/
3

музей,
Эрмитаж,
Музей
изобразительных искусств им.
А.С.Пушкина).
Красота
творческого
порыва
в
живописи,
скульптуре,
рисунках,
фотографиях
музыкантов-исполнителей,
художников, артистов.
Преобра Комбиниро Красота природы родной земли
зующая ванный
в живописи. Лирические образы
сила
урок
в
вокальной
и
искусств
инструментальной музыке.
а

31/
4

Преобра Урокзующая беседа
сила
искусств
а

32/
5

Преобра
зующая
сила

Урок с
использова
нием

выдающихся представителей
русского и зарубежного
искусства и их основные
произведения.

Знание
выдающихся
представителей русского и
зарубежного искусства и их
основные
произведения;
Умение
анализировать
содержание, образный язык
произведений разных видов
и жанров изобразительного
искусства
и
определять
средства
выразительности
(линия, цвет, тон, объем,
светотень,
перспектива,
композиция)
Умение ориентироваться в
основных явлениях русского
и
мирового
искусства,
узнавать
изученные
произведения.

Драматизм,
героика,
психологизм,
картинность,
народно-эпическая образность
как характерные особенности
русской классической школы.
Героический
пафос
в
монументальной
скульптуре
Героические
образы
в
музыкальных произведениях.
Общие законы восприятия Умение ориентироваться в
композиции картины и сцены. основных явлениях русского
Художники театра.
и
мирового
искусства,

Устный
опрос.

19.03.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

Устный
опрос.

26.04.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

Устный
опрос.

03.05.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

33/
6

34/
7

искусств
а
Преобра
зующая
сила
искусств
а

видеоматер
иала
Урок беседа

Исследо
вательск
ий
проект
«Полна
чудес
могучая
природа
».
Весення
я сказка
«Снегур
очка»

Проектная
деятельнос
ть

Поэтика и народная мораль в
сказочных образах (по выбору
учителя). Сюжеты и образы
народных сказок и преданий в
музыке. Мир современника в
песенном творчестве. Народные
сказки, мифы, легенды. Образы
природы, родины в русской
прозе и поэзии. Сказка в театре
и кино.
Исследовательский проект. В
течение
жизни
каждому
человеку приходится решать
множество различных проблем
— житейских, нравственных,
социальных и др. Жизнь иногда
предлагает разные пути их
решения. Реализация проекта
потребует
разработки
следующих
содержательных
линий:
• истоки образа Снегурочки в
языческой культуре славян;
•
варианты
народных
и
авторских сказок (новогодних и
весенних) — братья Гримм, В.
Даль, А.Афанасьев и др.;
• пьеса для театра А.Н.
Островского «Снегурочка»;
• музыка П. И. Чайковского к
одноименному спектаклю;

узнавать
изученные
произведения.
Умение ориентироваться в Письменны
основных явлениях русского й опрос
и
мирового
искусства,
узнавать
изученные
произведения.

Умение
разрабатывать Защита
художественную идею в проекта
замысле
совместного
проекта. Определять свою
роль в проекте. Намечать
способы
реализации
собственной
исследовательской
и
художественнопрактической деятельности.

10.05.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

17.05.24

1.2.3.4.5.6
.7.8.

• опера-сказка Н. А. РимскогоКорсакова;
• образы сказки «Снегурочка» в
изобразительном
искусстве:
книжные иллюстрации — И.
Билибин и др., декоративноприкладное искусство — Палех,
Федоскино и др.; живопись —
Н. Рерих, К. Коровин, М.
Врубель, В. Васнецов и др.;
эскизы костюмов и декораций;
• кинофильмы и мультфильмы
«Снегурочка».
Итого: 34 часов


Наверх

Рабочие программы НОО

https://disk.yandex.ru/client/disk

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».