02.02.2021
Обобщение опыта «Патриотическое воспитание учащихся младших классов в современной школе»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самое благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите. Патриотизм – одна из важнейших черт все сторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем ,воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к ее великим свершением и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать начальная школа: её роль в этом плане невозможно переоценить.
К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание сошло “на нет”. Этому в последние годы способствовало – немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания.
Подрастающее поколение слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю своей страны. А молодежь, не усвоила уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблемы дня сегодняшнего, стоящие перед их страной ,созидать её будущее.
Патриотизм. Каково содержание этого понятия?
Прежде всего, надо помнить, что патриотизм – категория нравственная. А к нравственным поступкам ребёнка побуждает его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Ребёнок должен иметь качество гордости за Родину, за ту часть земли, где он родился, понимать роль государства, принимать его историю культуру, как своего, так и других народов его населяющих, быть ответственным за судьбу Родины и своего народа. И, конечно же, как нравственное чувство истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь.
Отсюда основа моей педагогической позиции в патриотическом воспитании - это принятие ребёнка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё «Я» на том уровне развития, которого он достиг в жизни. Индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природных данных. Воспитания без участия в нем самого ребенка не существует. Отсюда ядро, фокус всего долгого и длительного воспитания - пробуждение в самом ребенке потребности к самопознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Самостоятельная работа ума и чувств, самостоятельные поиски жизненных принципов и истины, выработка собственного характера и мировоззрения, закалка воли в процессе преодоления своих слабостей - таков путь, который постоянно и неизбежно должен пройти каждый, формируя себя как Личность.
Взаимоотношения
Начальным условием, предпосылкой нормального воспитательного процесса, является, прежде всего, создание в детском коллективе атмосферы доброжелательности и взаимного доверия, любви и уважения, атмосферы, исключающей какое-либо насилие. Отсюда важно создание воспитательной среды.
Воспитательная среда - это гуманные отношения между людьми:
- взаимоотношения между мальчиками и девочками;
- взаимопонимание классного коллектива и школьного, детей и взрослых, ученика и родителя, учителя и родителя;
- сдержанность в выражении своих чувств и эмоции;
- выработка и соблюдение своей педагогической этики.
В классе мы с ребятами вырабатываем правила общения, законы жизни, т. е. свою этику. Только совместная выработка нравственных ценностей, правил и законов жизни составляют суть воспитания, его живую душу и живую этику. Этика определяет дух, стиль патриотического воспитания по сложившимся законам жизни. Учить и учиться, искусству жить в мире, дружбе и согласии, научиться терпимости к другим народам - это одна из важнейших задач патриотического воспитания. Нам самим интересно создавать красивые правила поведения, от выполнения которых прибавляется в классе тепла и света, дети становятся добрее. Класс - самое удобное место для единения людей, для воспитания настоящих маленьких патриотов, психологический климат которой отражает законы нравственности общества, образ жизни. Без создания и воспитания коллектива, где ребенок черпает отношения и проявляет свои отношения, будучи объектом и субъектом коллективного развития, воспитательная деятельность по патриотическому воспитанию обречена на неудачу, несмотря на огромные затраты времени и сил.Понять ученика и помочь ему осознать и реализовать себя как Личность, самая моя важная задача.
Верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни, всем духом школы ориентировать его на выполнение нравственных законов жизни. Мы живём по правилам.
Выше перечисленные законы не будут действенными без заботы, доверия, доброты. Забота о каждом ученике как о личности, независимо от его успеваемости, физических и других недостатков. Принимать ученика таким, какой он есть, и чем он слабее и неприкаяннее, тем больше любви и заботы о нем.
В каждого ребенка я стараюсь верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, пойдет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.Стараюсь предоставить ребятам возможность почувствовать, что они могут многое, способны решать реально действовать - быть творцами себя и окружающего их мира. Не бояться рисковать, доверять им.
Настраиваю моих питомцев на добро - с первого пребывания в школе. Не прожить и дня без доброго дела! Учу ребенка видеть боль другого, уметь его защищать других от тревог и несчастий, уметь успокоить. Для этого главное средство - помощь одиноким, больным, престарелым.